Я ясно увидела, в чем житейская ценность религий, когда сын стал настойчиво задавать вопросы о жизни и смерти. Любое учение предлагает ответы на конкретные вопросы, и в этом его практический смысл для родителя. Детям очень нравятся конкретные ответы, и чтобы все предельно четко было поделено на хорошее и плохое. Иван, например, очень хочет, чтобы я вразумительно и понятно объяснила, что происходит с человеком после смерти.
На этот вопрос ответит христианин. Индуист найдет среди детей благодарных слушателей - фантазировать о том, кем ты был в прошлой жизни занятно. Хеппи-энд жизни после смерти от свидетелей Иеговы действует на детей успокаивающе (пока дело не дойдет до проповеди по домам, конечно). Атеистам тоже неплохо, хотя их сказка о смерти может показаться детям страшной. Ну и так далее.
А что говорить мне.
"Понимаешь, сынок. Никто не знает о том, что происходит с человеком после смерти, хотя ты встретишь очень много людей, которые тебе скажут, что знают. Судить об этом люди способны только в рамках своих человеческих представлений. Даже если эти рамки очень широкие - истина всегда находится за их пределами. И поэтому любое учение всегда является лишь интерпретацией реальности. Хорошо это или плохо? Это нормально. Вера поддерживает человека, помогает ему преодолеть страх, даже вдохновляет. Я например, верю в то, что распоряжаться своей жизнью нужно независимо от того, что будет после смерти, и в выборе пути главная награда человеку - внутренняя гармония. (Ничего подобного я, конечно, не говорю. Не такими словами)
Но, знаешь, мне нравятся версия про перерождения, я даже придумала там кое-что от себя. Да, это отличная история. Давай я сейчас расскажу ее, а в следующий раз другую."
Сын слушает внимательно, но несколько разочарованно. Ему нужны факты, а не версии. Мое признание в незнании вселяет в него тревогу. И тут я малодушно завидую адептам всех мастей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий